[главная][наше упование][раскол патр. Никона][раздор митр. Корнилия][ересь монаха Алимпия][богослужение][жизнь общины][отдел соц. поддержки][библиотека][фотогалерея][контакты]


Рабочая записка, составленная Алексеем Антоновым, как опыт определения, в соответствии с Преданием Церкви Православия, о том, что есть ересь и, соответственно, кто является еретиком


Еретики - это люди, прикладающие что, или отъемлющие, или инако претворяющие (Писание или Предание), отступившие или в чем порушившие (семь вселенских  соборов), крепко прилепляющиеся лживому мнению и против Истины жестоко глаголющие без надежды исправления…

Определение можно расширить, и уточнить, используя приведенные далее цитаты из Писания и Предания, а именно:

Книга Благовестник (Благовестное Евангелие), на зач 27-е от Иоанна, лист 125, на поле: «А не по Писанию верующие вси еретики»
Там же: «Мнози убо мнеша веровати, якоже рече писание, а яко же тии своим изволением последоваша, тии вси еретики» (составитель книги - Св. Феофилакт, архиеп. Болгарский).

Св. апостол Павел, 2-е Солуняном (Фесс.2:15): «Братие, стойте и держите Предания, имъ же научитеся  или словомъ, или посланимъ нашимъ»

Кириллова книга, гл. 34, лист  305 обор.  а по-другому изд. 328 обор.:
«Прикладающихъ же что, или отъемлющихъ,  или инако  претворяющихъ, аще  и самъ будетъ  крайнейший  оучитель кто;  никакоже  слушати, но удалятися таковаго, якоже  божественнии  апостолы научаютъ насъ сице глаголющее: аще и мы или ангелъ съ небесе,  благовеститъ вамъ, паче еже благовестихомъ вам, анафема да будетъ, и прочая. Законъ бо Господень не порочен николиже исправления требуетъ» 
Там же, в старопечатной книге Кирилловой, на листу 29: «Аще кто въ той седми  вселенскими соборы  утвержденной  правде  пребудетъ спасен будетъ, яко же  пишетъ, а кто  отступитъ или въ чёмъ порушитъ, во  веки  погибнетъ»

Св. Максим Грек, в Слове 87-м, согласно публикации его старописьменной книге печатным изд. в Казани, в 1859 г., част. I., глава XXV, стр. 528: «Иже-бо наказанъ бывъ, и  своему лживому мнению крепце  прилепляется, и противу  истине жестоце глаголетъ без надежды исправления, таковый еретикъ есть, по Божественному апостолу и Златоусту, глаголющих еретик есть, кто лживому мнению последует и крепце прилепляется. Аще же от неведения сотвори, тогда наречется заблудникъ, а не еретикъ»
Его же, Св. Максима Грека, в этом же издании - глава 25, стр 528: «Еретикъ-бо онъ есть, кто мнению своему лживому  крепце  прилепляется и известною  совестию истине  верно и  противу  глаголетъ,  жестоце  безъ надежи исправления.  Аще-бо  отъ неведения  сие сотворитъ,  тогда наречется  заблудникъ, а не еретикъ» .

Книга о вере православной, старопечатная - в Москве 7156 (1648), в предисл. л.5 суждение Св. Петра Дамаскина:  «Велие  безумие  есть, оставити  глаголы готовы, и глаголати своя.» 
Примеч. читателя: «глаголы готовы» - Писание и Предание.

Альфа и Омега, гл I, лист 4: «Святаго Петра Дамаскина послушаемъ: Велие безумие есть, оставити глаголы готовы,  и глаголати своя»
Примеч. читателя: «глаголы готовы» - Писание и Предание.

Там же, в книге Альфа и Омега, гл.IX, лист 65, об., и 60: «Ино убо грехъ есть, и ино нечестие. Грех от немощи бывает вернаго человека, ему же предлежит покаяние и очищение кровию Христовою. Нечестие  же вольное отъ благочестия отступление, еже и ересь именуется. Не токмо таковии не каются о нечестии, но и в гордость преуспевают, яко же и самъ сатана»

Книга Большой Потребник, старопечатный при Иосифе-патриахе, глава 21, лист 323: «Аще  кто  отъ  Боугодныхъ  Богоноснымъ отцемъ поколеблетъ что не къ  тому се  смотрение нарицаем, но  преступление  предания  веление  и къ Богу  нечестие  …  Яко  еретикъ  есть  и еретическимъ  подлежит  законамъ, аще и мало что  оуклоняяся отъ  православныя веры»  (Об этом напоминает также и Кормчая-книга,  гл. 71.)
Примеч. читателя: «преступление  предания  веление». Следует читать как «преступление  предания  велению», смотри  домонгольские правила орфографии, сохраняемые при цитировании древних источников.

Св. Афанасий Великий, архиепископ  Александрийский, «Речения и толкования притчей Св. Евангелия», вопросъ 38-й: «Откуду глаголется ересь? - Ответъ:  О еже избрати  что свое, и сему последовати».

Св. Никон черногорский, его книга, Пандекты, глава 63: «Отметающий же  церковное  предание, писанное  и неписанное конечному  осуждению себя  полагает».
Того же, Св. Никона черногорца, книга Тактикон,Слово 22-е: «Соборныя  бо  церкви не стены суть, но - правая учения и предания Божественных правил, святыхъ соборовъ и святыхъ апостоловъ». (Святой наш отец напоминает нам определение из книги Иоанна Златоустого Маргарит.)

Св. Ефрема Сирина, Творения, т. IV, изд.: 1895 г., часть 1, стр 23: «Да будет проклят читающий  Писания и противоречащий им, читающий апостолов и противящийся  учению»

Св. Иосиф Волоцкий, его книга Просветитель, изд. III, в Казани 1896 г.; Слово 5-е: «Аще ли кто Божественныя  Писания  укоряетъ, или  ухуждаетъ и похваляетъ свой  разумъ, несть сего  безумнейша  на земли»  (стр. 186). «Аще ли кто речетъ, яко ложна   суть святыхъ  отецъ   писания и  таковых  суть уста отца ихъ  сатаны» (там же, стр. 338). «И иже Христосъ, токмо не собою, но Божественными апостолы  и святыми отцы предалъ  есть,  намъ  подобаетъ  хранити, а иже убо отмеща и хуля, всехъ неверныхъ  невернейши есть и ниже христианиномъ можетъ  быти » (там же, стр. 441).

А так же, на предмет исследования да будут приняты во внимание три свидетельства из Большого Катехизиса, старопечатный, листы 18 об; 120 об., глава 21 - А). «ВОПРОС: «Како иматъ  кто познати учение о вере, аще истинно есть? - ОТВЕТ: Познати бо имутъ истинное учение о вере отъ Церкве Христовы, и отъ  учителей Церковных. Аще последуютъ  преданию святыхъ отецъ, вселенскихъ седми соборовъ. И евангельскую проповедь, и апостольская учения право сказуютъ безъ прилоговъ еретическихъ и латинскихъ обычаевъ».
Там же - выписка Б).
«Церковь Божия  есть собрание  всехъ верныхъ Божиихъ, иже непоколебимую держатъ едину православную веру, и въ любви пребываютъ, облобызаютъ же учение евангельское непоколебимое. И иже суть достойни приимати святыя и Божественныя тайны». Там же, лист 121 об.: «Се есть церковь соборная, яже всему  евангелию и всему учению вселенскихъ соборовъ веруетъ, а не части».
В).
Вопрос: «Почему познавати еретики? - Ответ: «Делъ ради сихъ: аще не имеютъ истиннаго пристанища, рекше святыя апостольския церкви. Аще не призываеми входятъ  въ чин учительства и учатъ не тако. Аще ино некое новое оучение предлагаютъ его же отцы наши не предаша нам. Глаголетъ бо о сем Иоаннъ Богословъ  въ соборномъ послании своемъ, въ 75 зачале: аще кто грядетъ к вам,  и сего оучения не приноситъ, не приемлете его въ домъ и радоватися ему не глаголите. Аще  противни  православней вере являются, и веру нашу отметают, и во смущение нас приводятъ, повелевающе намъ последовати своимъ преданиемъ. О семъ божественный апостолъ Павелъ въ послании своемъ къ Титу глаголетъ: еретика человека по первомъ и второмъ наказании отрицайся, ведый, яко развратился таковый, и согрешаетъ, и есть  самоосужденъ».

Деяния I Вселенского Собора, гл. 4, стр. 32, по изд.: 1887 г.: «Послание Св. равноапостольного царя Константина»: «Злономеренный же толкователь по истине есть  некоторый  образ и подобие дьявола» (Эти слова, поскольку это констатация факта, цитирует наш Иоанн Златоустый в Беседах.)

Св. Иоанн Златоуст, Беседы на бытие, изд. Киев 1773 г., беседа 2, лис. 6 обор., по другой печ. лис. 8: «Если кто не веру­ет Писанию: то ты отвратися его, яко беснующагося и изумленного. Ибо кто Содетелю всех (Богу) не верует, и истину во лжу вменяет, кое таковый прощение может получити; притворный они имеют вид, и во образ кротости одеявшеся, кроют под овчею кожею волка. Ты же не прельщай­ся, но сего ради паче возненавиди его, что он к тебе, к подобному себе служителю кротость притворяет, а противу Бога общаго всех Влады­ки, всеми образы воюет, и тем противу спасения своего, не чувствуя самаго себя, стремится. Впрочем, мы не на разрушимом камени утвержда­емся»

Его же, Святого Иоанна Златоустого, Беседы на бытие, изд. Киев 1773 г., беседа 10 там же, лист 50,  по  друг.  Печ.  Лист. 59: «Когда случится тебе видети кого, который от своих замыслов побуждаемый, начнет противоречети Божественному  Писанию, то  ты его  отвратися яко  от  обезумленного:  или  паче  не отвращайся но  милосердуя   о его  невежестве, приведи  ему от Божественного  Писания.»

Св. Антоний, епископ  Пермский и Тобольский (+1916), см.: его сборник святоотеческих выписок, стр39: «Св. Писание  должно  изъяснять  и толковать  не иначе как  истолковывают его святые  отцы».

Равно и VI Вселенский Собор настоящее суждение веры, напоминаемое блаженной памяти епископом и начетчиком Антонием Пермским, выражает своим каноническим определением - смотри его 19 канон.

Его же, Св. Антония, епископа  Пермского и Тобольского (+1916), сборник святоотеческих выписок, стр57: «… поэтому-то святые отцы и  говорят,  что один из признаков  людей, впавших в ересь, есть тот, когда  они вопреки  церковному закону  предлагают своё  самоизмышлённое  учение».

Св. Викентий Лиринский, «О вероизложениях вообще, или об общем характере православной догматики: Памятные записки Перегрина о древности и всеобщности кафолической веры против непотребных новизн всех еретиков»: «Как, поэтому, поступил бы теперь православный христианин, если бы какая-нибудь частичка Церкви отделилась от общения вселенской веры?- Не иначе, конечно, как предпочтя здравость всеобщего Тела вредоносной зараженной части.
А если новая какая-нибудь зараза покусится запятнать не частичку уже только, но всю одновременно Церковь?- Тогда, значит, надобно пристать к древности, которая, разумеется, не может уже быть обольщена никаким коварством новизны.
А если в самой древности окажется заблуждение, которого держались два-три человека, пожалуй - целый город, или даже какая-нибудь целая область? Тогда, без сомнения, следует упорству или беззрассудству немногих предпочесть те определения, которые в древности постановлены были всей Церковью с общим согласием.
А если в будущем встретится какой-нибудь такого рода вопрос, что в древности нельзя найти на него решения, постановленного по общему согласию? Тогда надобно постараться разобрать и сличить мнения отцов, живших хотя бы то в разные времена и в разных местах, но непременно пребывавших по вере в общении с единой вселенской Церковью и бывших уважаемыми учителями, и если окажется, что не один, или двое только, но все вместе единогласно что-либо такое содержали, писали, преподавали,- открыто, часто, неизменно, то следует принять, что и мы так же должны в это веровать без всякого сомнения.»

«Следовательно, возвещать христианам - православным что-нибудь такое, чего не приняли они (то есть, ранее от Писания и Предания - примеч. читателя), никогда не позволялось, никогда не позволяется, никогда не будет позволяться, и анафематствовать тех, которые возвещают что-либо кроме раз и навсегда принятого всегда должно было, всегда должно и всегда будет должно.»
Примеч. читателя: в ниже приведённом тексте св. Викентий подробно объясняет отрывок из послания к Тимофею (1Тим.6:20.21)

Его же, Св. Викентия Лиринского, слово:
«Но! - возвратимся к Апостолу. О Тимофее, говорит он, предание сохрани, уклоняяся скверных новизн слов. Уклоняйся, говорит, как будто ехидны, как будто скорпиона, как будто василиска, дабы не поразили тебя не только прикосновением, но и взглядом и дыханием. Что значит уклоняться? Значит: с таковым ниже ясти (1Кор.5:11). Чего же уклоняйся? Аще кто, говорит, приходит к вам, и сего учения не приносит (2Ин.1:10). Какого это учения, кроме кафолического, всеобщего и неизменного, которое распространяется из века в век посредством неповрежденного предания истины и имеет продолжиться в безконечные веки? Что далее? Не приемлите его, говорит, в дом и радоватися ему не глаголите: глаголяй бо ему радоватися, сообщается делом его злым (2Ин.1:10.11). Скверных, говорит, новизн слов. Каких это скверных? Таких, которые ничего не имеют ни святого, ни боголюбезного, совершенно чужды таинниц Церкви, которая есть храм Божий. Скверных, говорит, новизн слов. Слов - то есть новых учений, дел, мнений, противных старине и древности, в случае принятия которых необходимо должна рушиться вера блаженных отцов или вся, или по крайней мере в большей части, и необходимо будет объявить, что все верующие всех веков, все святые, все непорочные, подвижники, девственницы, все клирики, левиты и священники, столько тысяч исповедников, столько воинств мучеников, такое множество знаменитых городов и народов, столько островов, областей, царей, языков, царств, наций, наконец почти вся уже вселенная, чрез кафолическую веру совокупившаяся с главою Христом во едино тело, в течение стольких веков блуждали в неведении, погрешали, богохульствовали, не знали, чему верили. Уклоняйся, говорит, скверных новизн слов, принятие которых и последование которым никогда не бывало делом православных, но всегда было делом еретиков. В самом деле, не всякая ли ересь возникала всегда под известным именем, в известном месте, в известное время? Не тот ли всегда основывал ереси, кто сначала сам отделялся от согласия со всеобщностью и древностью вселенской Церкви?»
Примеч. читателя: предлагаем Боголюбивому исследователю Истины не ограничиваться  выдержками  из св. Викентия Лиринского, а ознакомиться с полным содержанием  указанных  выше  творений, так как в них очень подробно исследованы темы: что есть Предание и как обнаруживать  новые ереси.

При всём этом, каждый верный, согласно смыслу прилагамемых образцов увещанія о верности Православию отцовъ и учителей Церкви, соотносит свою позицию веры со следующими примерами стояния в вере:

Св. А?анасій Великій: « Итакъ, если кто приходитъ къ вамъ и, какъ глаголетъ блаженный Іоаннъ, приноситъ съ собою в?рное ученіе, скажите ему: «Миръ ти!» - и им?йте его какъ брата. А если кто показываетъ видъ, что испов?дуетъ правую в?ру, оказывается же им?ющимъ общеніе съ нев?рными, то ув?щавайте таковаго отстать отъ подобнаго навыка; и если дастъ об?щаніе, им?йте его какъ брата, если же упорно пребываетъ въ своемъ, отриньте его отъ себя. Такъ поступая, соблюдете вы чистую в?ру...»

Св. Игнатій Богоносецъ: «Н?которые им?ютъ обычай коварно носить имя Христово, между т?мъ д?лаютъ д?ла, недостойныя Бога. Отъ нихъ вы должны уб?гать, какъ отъ дикихъ зв?рей; ибо это бешеные псы, изподтишка кусающіе. Вамъ должно остерегаться ихъ, ибо они страдаютъ неудобоисц?лимымъ недугомъ. Для нихъ есть одинъ врачъ... Господь нашъ Исусъ Христосъ. Не обольщайтесь, братія мои! Растл?вающіе домы Царствія Божія не насл?дуютъ. Но если д?лающіе сіе въ отношеніи къ плоти подвергаются смерти, то не гораздо ли бол?е, - если кто злымъ ученіемъ растл?ваетъ в?ру Божію, за которою Исусъ Христосъ распятъ? Такой челов?къ, какъ скверный, пойдетъ въ неугасимый огонь, равно какъ и тотъ, кто его слушаетъ. О всякомъ же, кто дерзаетъ учить противно преданному намъ, хотя бы онъ постился, хотя бы былъ д?вственникъ, хотя бы пророчествовалъ, хотя бы чудотворилъ, - в?дайте, что сей есть волкъ въ овечьей шкур?, служащій орудіемъ въ расточеніи словесныхъ овецъ.»

Св. Августинъ, еп. Ипоннский: «Кто не между членами Христовыми, тотъ не можетъ им?ть христіанскаго спасенія. Можно им?ть почесть, можно им?ть таинство, можно п?ть «аллилуіа», можно отв?чать «аминь», можно держать Евангеліе, можно им?ть в?ру въ Отца и Сына и Святаго Духа и пропов?дывать ее, но нигд?, кром? Православной Ка?олической Церкви, нельзя найти спасенія. Всякій, отд?лившійся отъ общенія съ Церковію, хотя бы жизнь его была достойна похвалы, за то одно беззаконіе, что отторгся отъ единенія со Христомъ, не будетъ им?ть жизни, но гн?въ Божій пребываетъ на немъ. Да не дерзнетъ кто-либо вводить н?что новоизмышленное, ибо нововведенія погубляютъ древнее преданіе, а между т?мъ Женихъ и Его Нев?ста, Церковь, не им?ютъ никакого порока.»

Св. Іоаннъ Златоустый: «Есть такая простая вещь какъ доброе разд?леніе. Точно такъ же какъ согласіе можетъ быть добрымъ, есть и такая вещь какъ недоброе согласіе.
Ни коей же пользы н?тъ въ «чистомъ житіи» при прилежаніи къ негоднымъ догматамъ в?ры... ибо не токмо еретики суть враги Божіи, но такожде и т?, кои состоятъ съ сими въ общеніи. Аще кто испов?дуетъ н?кую ересь о В?р?, б?ги отъ онаго и не им?й съ онымъ ничего общаго, не токмо аще сей челов?къ есть, но и аще есть ангелъ съ небесе пришедый.
Оберегайся со всякимъ тщаніемъ отъ любви къ еретикамъ; да не примешь сего ради н?кую ложную в?ру (догматъ) во имя сей любви... Чистота еретиковъ хуже всякаго разврата... ибо какъ можетъ д?вственникъ или д?вственница, противоставъ истинной В?р?, обращать теперь вниманіе на заблужденія, предавъ себя в?р? демоновъ и почитая ложь? Возлюбленніи, многажды вамъ глаголахъ о безбожныхъ еретицехъ и нын? молю, не совокуплятися съ ними ни въ яденіи, ни въ питіи, ни въ дружб?, ни въ любви: творяй бо сія, чюжа себ? творитъ Христовой Церкв?. Аще кто и безплотныхъ житіе подъиметъ, еретикомъ же пріобщаяся въ дружб? и въ любви, таковый чюжъ есть Христа Владыки: якоже убо сытости не имамы Владыку Христа любити, такоже не имамы сытости врага его ненавидети. Глаголетъ бо Самъ: иже н?сть со Мною, на Мя есть (Лук.11:23). Егда нев?рніи еретицы никогоже отъ православныхъ прельщаютъ, тогда не достоитъ имъ зло творити, егдаже узримъ нев?рныя же и еретики, хотящіи прельстити православныя, тогда подобаетъ не точію ненавидети ихъ или осужати, но и проклинати, и язвити, и симъ руку свою освятити. Да ув?дятъ се неутомленніи и развращенные жидове и еретицы, яко Божіихъ рабъ боятися имъ подобаетъ, да, аще и изволятъ когда изв?щати н?что таково, другъ друга взираютъ всюду, и ст?ней трепещутъ, страхующеся, егда гд? христіанъ услышатъ. Аще убо и умрети подобаетъ, наказовати брата своего не обл?нися, мучительство убо и то есть за Христа.»

Св. Кипріанъ Кар?агенскій: «Челов?ки, не хранящіе союза и пріискренняго общенія съ Церковію, хотя бы предали себя на смерть за испов?даніе Имени Христова, гр?хъ ихъ не омоется и самою кровію: неизгладимая и тяжкая вина разд?ленія не очищается даже страданіями. Находящійся вн? Церкви не можетъ быть мученикомъ; оставляющій Церковь, им?ющую царствовать, не можетъ сподобиться Царствія.»

Св. Максимъ Испов?дникъ: «Я не желаю, чтобы еретики мучались и не радуюсь ихъ злу - Боже сохрани! - но сугубо радуюсь ихъ обращенію... Я не потерялъ разсудокъ, чтобы ц?нить немилосердіе выше челов?колюбія. Напротивъ, я сов?тую со вниманіемъ и усердіемъ творить добро вс?мъ людямъ и вс?мъ в?рнымъ быть вс?мъ для нуждающихся. Но при этомъ я говорю: нельзя помогать еретикамъ въ утвержденіи ихъ безумныхъ в?рованій, зд?сь нужно быть р?зкимъ и непримиримымъ. Ибо я не называю любовію, но челов?коненавистничествомъ и отпаденіемъ отъ Божественной любви то, когда кто-либо утверждаетъ еретиковъ въ ихъ заблужденіи на неминуемую погибель этихъ людей.»

Св. Геннадій Схоларій: « Сл?дите за своими епископами и священниками въ отношеніи ихъ Православія, да не зайдутъ оные такъ далеко, что станутъ учить противъ истинной В?ры или сослужить съ еретиками или схизматиками. Что же до другихъ [нев?рныхъ] вещей, то оные д?йствуютъ или по нев?жеству, или же ради дней лукавыхъ... и оные дадутъ за сіе отв?тъ только Богу.»

Св. Феодоръ Студитъ Исповедник: «Не только нев?рныхъ еретиковъ, не только блудниковъ и прелюбод?евъ и иныхъ, творящихъ подобныя непотребства, забираетъ подъ власть свою змій; но и т?хъ, кои безразлично относятся ко вс?мъ такимъ и вступаютъ въ общеніе съ ними, такъ какъ в?рно слово, что касаяся смол? очернится; и общаяйся гордому, точенъ ему будетъ (Сир. 13, 1). О таковыхъ бо подобаетъ плакать; о т?хъ изъ нихъ, кто остались еще въ живыхъ, молиться, да дано имъ будетъ исторгнуться изъ с?тей діавола; о себ? же благодарить яко избралъ есть насъ Богъ во спасеніе во святыни Духа и в?ры истины (2 Сол. 2, 13), чтобы поработать Ему въ православной В?р? до настоящаго испов?дничества, за которое, если совершимъ его непорочно и безукоризненно, да сподобитъ Онъ насъ небеснаго Царствія Своего. Еретики въ отношеніи В?ры оказались какъ бы на корабл?, который и потопленъ былъ совершенно; но что до иныхъ, которые если и не погр?шили въ своемъ испов?дованіи, сіи однако жъ такожде были потреблены вм?ст? съ иными своего ради общенія съ ересью. Нын?, когда гонители не продолжаютъ гоненіе за Христа, намъ надлежитъ пророческаго послушаться слова: изыдите изъ среды ихъ и отлучитеся, глаголетъ Господь (Ис. 52, 11; 2 Кор. 6, 17). Если иные д?йствуютъ въ семъ отношеніи, они сами за себя дадутъ Господу отв?тъ въ день суда. Мн? же кажется, что идти вм?ст? съ ними есть то же, что безразличничать въ отношеніяхъ своихъ къ еретикамъ. Господь бо запов?дуетъ не умолчать, когда в?ра въ опасности. Никто не можетъ сказать: «А я кто такой [чтобы говорить]? Священникъ ли я или правитель? Н?тъ. Солдатъ ли? землед?лецъ ли? Н?тъ, я нищій челов?къ, заботящійся только о хл?б? насущномъ; не мое д?ло говорить, или заботиться объ этомъ». Увы! камни вопіютъ, а ты молчишь и остаешься безпечнымъ?!»

Св. Ефремъ Сиринъ: «Чтo есть причина того, что н?которые вводятъ новины въ Церковь Божію, или же нерадятъ объ устраненіи таковыхъ? Нев?жество и надменіе д?лаютъ людей неспособными ни понять смыслъ и значеніе преданій Церкви, ни терп?ть ихъ; сіе-то и заставляетъ людей изобр?тать нововведенія.»

Св. Іоаннъ Дамаскинъ: «Братіе! станемъ твердо на камн? В?ры и преданіи Церкви, никакоже дерзая упразднять уставы и зав?ты Святыхъ Отцовъ или позволяя вершить свои д?ла т?мъ, кто идетъ путемъ нововведеній и разрушенія Святой Соборной и Апостольской Божіей Церкви.

Св. Григорій Богословъ: «Не всякимъ единствомъ надобно дорожить. Есть бо самое пагубное единство и самое прекрасное разномысліе. Проклятъ миръ, удаляющій насъ отъ Бога!»

Св. Фотій Великій, патриарх Константинопольский: «Въ вопросахъ В?ры даже самое малое уклоненіе уже есть гр?хъ, ведущій къ смерти; и даже малое пренебреженіе преданіемъ ведетъ къ полному забвенію догматовъ В?ры.»

Св. Кирилл Александрийский хорошо выразил различие между прибавлением новшеств и правильным толкованием веры. Сказав о запрете Ефесского Собора вносить «другую веру», он ссылается на слова ап. Петра (1 Петр 3,15) «будьте всегда готовы... дать ответ (в вашем уповании)», и пишет: «... кто так поступает, ничего нового не прибавляет и не повинен в введении новшеств в изложение веры: он даже представляет вопрошающим более ясною ту веру, которую имеет о Христе».

Правила святого вселенского Шестого Собора («Константинопольского, иже в Трулле царских палат») - выписка 1-я: «/…/ Божиею благодатию определяем: хранить неприкосновенно нововведениям и изменениям веру, преданную нам от самовидцев и служителей Слова, богоизбранных Апостолов / …/ Толкование Аристена. Вера Апостолов не допускает нововведений. /…/ Славянская кормчая. Апостольским и отеческим правилом, и законным уложениям целым и непревратным быти. Выписка 2. Прекрасным и крайнего тщания достойным признал сей святый Собор и то, чтобы отныне, ко исцелению душ и ко уврачеванию страстей, тверды и ненарушимы пребывали приятыя, и утвержденныя бывшими прежде нас святыми и блаженными отцами, а так же и нам преданныя именем святых и славных Апостолов, восемьдесят пять правил. … Никому да не будет позволено вышеозначенные правила изменять, или отменять, или, кроме предложенных правил, принимать другия, с подложными надписаниями составленныя некиими людьми, дерзнувшими корчемствовать истиною. Если же кто обличен будет, яко некое правило из вышереченных покусился изменить, или прекратить: таковый будет повинен против того правила понести епитимию, какую оно определяет, и чрез оное врачуем будет от того, в чем преткнулся.
Толкование Зонара. Отсюда начинаются правила и прежде прочего заповедуется хранить определенное священными и всечестными Апостолами; подобным образом определяется не преступать и ни сколько ни в чем не ослаблять постановленного прежде бывшими соборами. А затем правило исчисляет соборы, и против кого каждый из них был собран, и что было нечестиво вводимо еретиками и что было постановлено и утверждено каждым собором, и заповедует, чтобы вера и постановления всех святых отцев пребывали неизменны и тверды, - и вместе заповедует с любовию принимать писания их, и отвергать и предавать анафеме врагов истины. А кто не так мыслит и делает, думает и проповедует, тех подвергает наказанию и предает анафеме. Ибо мы не можем, говорит, ни прибавить ничего к принятому святыми отцами, ни отнять совсем что нибудь. Других правил, кроме исчисленных, это правило принимать не дозволяет.


Святого собора Константинопольского, во храме святых апостолов бывшего, глаголемого двукратного (861) правило 15: «Что определено о пресвитерах и епископах и митрополитах, то самое, и наипаче, приличествует патриархам. Посему, аще который пресвитер, или епископ, или митрополит, дерзнет отсупити от общения со своим патриархом, и не будет возносити имя его, по определенному и установленному чину, в Божественном тайнодействии, но прежде соборанго оглашения и совершеннаго осуждения его, учинит раскол: таковому святый собор определил быти совершенно чужду всякаго священства, аще токмо обличен будет в сем беззаконии. Впрочем сие определено и утверждено о тех, кои, под предлогом некоторых обвинений, отступают от своих предстоятелей, и творят расколы, и расторгают единство Церкви. Ибо отделяющиеся от общения с предстоятелем, ради некия ереси, осужденныя святыми соборами или отцами, когда, то есть, он проповедует ересь всенародно, и учит оной открыто в церкви, таковые аще и оградят себя от общения с глаголемым епископом, прежде соборнаго разсмотрения, не токмо не подлежат положенной правилами епитимии, но и достойны чести, подобающей православным. Ибо они осудили не епископов, а лжеепископов и лжеучителей, и не расколом пресекли единство церкви, но потщились охранити церковь от расколов и разделений.»
Все приводимые выше  правила, высказывания святых отец, вобщем-то, преследуют одну цель: показать, что спасительна и Богоугодна только Православная вера, а любые допущения о спасительности и Богоугодности любых других вер - беззаконны. Выявляется также беззаконность любого общения с еретиками на церковном уровне, кроме обличения, решения территориально-имущественных споров, или иного чего-нибудь, но именно в подобном смысле.  Но тогда, применив эти правила и высказывания святых отец к нашему времени (2011 год от Рождества Христова по новому стилю), мы получим обличение  современного нам экуменизма (и ереси никонианолюбия, как одной из форм экуменизма).

Приведём ещё раз несколько источников, использованных нами выше, с целью применить их к митр.Корнилию:

Альфа и Омега, гл I, лист 4: «Святаго Петра Дамаскина послушаемъ: Велие безумие есть, оставити глаголы готовы,  и глаголати своя»
(Примеч. читателя: «глаголы готовы» - Писание и Предание. А митрополит Корнилий регулярнейшим образом высказывает  мнения, противные Писанию и Преданию. Или ещё  хуже: действует противно Писанию и Преданию (делать трудней, чем говорить, поэтому человек сначала скажет глагол, а уж потом решится на действие).)

Большой Потребник, старопечатный благословением Иосифа-патриарха, глава 21, лист 323: «Аще  кто  отъ  оугодныхъ    богоноснымъ отцемъ  поколеблетъ что не къ  тому се  смотрение нарицаем, но  преступление  предания  веление  и къ Богу  нечестие  …  Яко  еретикъ  есть  и еретическимъ  подлежит  законамъ, аще и мало что  оуклоняяся отъ  православныя веры»  (Кормчая., гл. 71).
Примеч. читателя: «преступление  Предания  веление [велению]» (см. выше). А ведь м.Корнилий регулярнейшим образом колеблет многое «отъ  оугодныхъ Богоноснымъ отцемъ». Причём доходит до такого безстыдства, что противоречит псалмопевцу Давыду («Иже не йде на совет нечестивых») и правилу апостольскому 71-ому прямо в своём докладе на соборе  РПСЦ 2010-го года. Или своею же практикой попирает  9-ое правило Лоадикийского Собора.)

Св. Іоаннъ Дамаскинъ: «Братіе! станемъ твердо на камн? В?ры и преданіи Церкви, никакоже дерзая упразднять уставы и зав?ты Святыхъ Отцовъ или позволяя вершить свои д?ла т?мъ, кто идетъ путемъ нововведеній и разрушенія Святой Соборной и Апостольской Божіей Церкви.
Примеч. читателя: м.Корнилий молится с еретиками (Егорьевск, Порог Судных Врат в Иеросалиме), возглашает спасительность не православных церквей прямо в своей проповеди  в Рогожском кафедральном храме. А на Всемирных Русских Народных Соборах, где царствуют нововведения и разрушения экуменические, м.Корнилий присутствует аж в президиуме и не говорит ни одного слова обличения.)

Св. Григорій Богословъ: «Не всякимъ единствомъ надобно дорожить. Есть бо самое пагубное единство и самое прекрасное разномысліе. Проклятъ миръ, удаляющій насъ отъ Бога!»
Примеч. читателя: м. Корнилий призывает старообрядцев спасаться с никонианами на неких общих плотах и явить миру некое православное единство с никонианами. Регулярнейшим образом вещает о необходимости мира с врагами Божьими Никонианами. См. evharistia.com ;  Интервью для НТВ и других телепрограмм.

Св. Фотій Великій: «Въ вопросахъ В?ры даже самое малое уклоненіе уже есть гр?хъ, ведущій къ смерти; и даже малое пренебреженіе преданіемъ ведетъ къ полному забвенію догматовъ В?ры.»
Примеч. читателя: м. Корнилий совершил  уже десятки  уклонений ведущих к смерти. Причём, в качестве предстоятеля и даже при исполнении своих служебных обязанностей, а покаяния, согласно  Церковным нормам  и чину никто не слышал.

Альфа и Омега, гл.IX, лист 65, обор., л. 60: «Ино убо грехъ есть, и ино нечестие. Грех от немощи бывает вернаго человека, ему же предлежит покаяние и очищение кровию Христовою. Нечестие  же вольное отъ благочестия отступление, еже и ересь именуется. Не токмо таковии не каются о нечестии, но и в гордость преуспевают, яко же и самъ сатана»
Примеч. читателя: отъ благочестия отступления мы видим у м.Корнилия регулярно, а вот покаяние - никогда. Иные говорят, что он КЕЛЕЙНО кается своему духовному отцу. Но, во-первых, покаяние, согласно чинопоследованиям книги  Б.Потребник, имеет чиноуставление быть как раз публичным, а «не в тай»… Пред собранием верных для кающегося «с непокровенной главой» и с анафематствованием ересей, к которым оказался причастным; 2).  Согрешает-то он в качестве предстоятеля и учителя церкви. А предстоятель и учитель церкви отвечает не только за себя лично,  но и за всю церковь. А за всю церковь отвечают перед собором церкви. А перед собором церкви он не каялся никогда. А если каялся, то где в регламенте соответствующих соборов вопрос о покаянии м.Корнилия? А если покаялся внезапно вне регламента, то почему в деяниях соборов никак сие не отражено? Вопрос не важный? Так уж куда важнее:  м. Корнилий, в качестве предстоятеля церкви, своим личным нечестивым примером подвигает паству на аналогичное нечестие, а публичным раскаянием  своим никого не подвигает на обратное. А вот в гордость м.Корнилий преуспевает, «яко же и самъ сатана»: доходит до такого безстыдства, что противоречит псалмопевцу Давыду («Иже не йде на совет нечестивых») и правилу апостольскому 71-ому прямо в своём докладе на соборе  РПСЦ 2010-го года. Поэтому и покаяние м.Корнилия своему духовнику по соответствующим вопросам (если оно вообще было) - ложь. Спаситель сам обличает таковых, говоря о том, что они лишь «языком своим прикасаются к нему», а сердце их - на пути погибели. Нечестие же митрополита Корнилия - «вольное отъ благочестия отступление, еже и ересь именуется».
И ещё повторимся:

Св. Максим Грек, в Слове 87-м, согласно публикации его старописьменной книге печатным изд. в Казани, в 1859 г., част. I., глава XXV, стр. 528: «Иже бо наказанъ бывъ, и  своему лживому мнению крепце  прилепляется, и противу  истине жестоце глаголетъ без надежды исправления, таковый еретикъ есть, по Божественному апостолу и Златоусту, глаголющих еретик есть, кто лживому мнению последует и крепце прилепляется. Аще же от неведения сотвори, тогда наречется заблудникъ, а не еретикъ»
Примеч. читателя: м.Корнилия многократно наказывали (обличали). И он это, безусловно, знал (например, пытался доказать ложность обличений о хождении на соборы нечестивых (Всемирные Русские Народные Соборы) и о нарушении 71-го апостольского правила (смотри и то , и другое в докладе м.Корнилия на соборе РПСЦ 2010-го года ). И посредством  рассмотрения указанных вопросов в своём докладе, он доказал, что к «своему лживому мнению крепце  прилепляется». И надежды на его исправление в этих вопросах нет никакой: какая уж тут надежда, когда в ответ на обличения, РПСЦ соборным большинством подтверждает, что в мнениях по этим вопросам  м.Корнилий не содержит  «действий, подлежащих каноническим прещениям».  РПСЦ даже санкционирует осуществление соответствующих действий (соборы  РПСЦ 2007-го, 2009 годов, соответственно).  Митрополит Корнилий эти действия сначала осуществляет, а в своём докладе на соборе  РПСЦ 2010-го года лживые мнения эти даже пытается лично  «подтвердить» авторитетом святоотеческим. Но! -  «да будет проклят читающий  Писания и противоречащий им, читающий апостолов и противящийся  учению» (Творения  св. Ефрема Сирина изд.,  IV  1895 г.,  часть 1, стр 23.
И ещё повторимся:

Св. Иоанн Златоуст, Беседы на бытие, изд. Киев 1773 г., беседа 10 там же, лист 50,  по  друг.  Печ.  Лист. 59: «Когда случится тебе видети кого, который от своих замыслов побуждаемый, начнет противоречети Божественному  Писанию, то  ты его  отвратися яко  от  обезумленного:  или  паче  не отвращайся но  милосердуя   о его  невежестве, приведи  ему от Божественного  Писания.»

И, таким образом, ясно: митр.Корнилий есть еретик. То есть сын сатаны, дитя ада, аду принадлежит. А уста его, которыми он изрыгает хулы на Писание и Предание - врата адовы, которые не возмогут одолеть Церковь, если и пытались одолеть, и до сего дня противостоят Ей. Причём, нарушений канонических правил числится за м.Корнилием около четырёх десятков. А чтобы объявить его еретиком достаточно нарушения любого из них (одного единственного), поскольку все  эти нарушения Корнилий считает отнюдь не нарушениями, но благом. И все эти нарушения завиняются одним и тем же словом - ЭКУМЕНИЗМ.  И регулярно совершаются м.Корнилием, не смотря на многочисленные обличения. Таким образом м.Корнилий, по Божественному апостолу и Златоусту, является  еретиком: «…еретик есть, кто лживому мнению последует и крепце прилепляется» (Книга Старописьменная преп. Максима Грека - Сочинения, сл. 87, в печатной публикации: Казань, 1859 г., част. I., глава XXV, стр. 528).

Соборы РПСЦ 2007-2010 годов полностью оправдали  курс еретика Корнилия. Поэтому все эти Соборы РПСЦ 2007-2010 гг. являются еретическими. Отныне - все в сообществе реформируемой в Раздоре РПСЦ так или иначе оказывают поддержку ереси, что не только на уровне её Соборов, но, равным образом, либо  у одних  это  поддержкой  на  соборном  уровне одних ересей м.Корнилия; либо это у других при молчаливом согласии; либо эта же поддержка литургическим участием, если и опротестовывают новшества не более чем на словах, при этом, не выражая святоотеческой позиции не приобщения по отношению к критикуемым новшествам; либо эта же поддержка, как бы невольная, что вполне на руку корнилианам, когда по поводу других ересей м.Корнилия оппозиция позиционирует себя как «Непоминающие», то есть, по подобию никонианских оппозиций XX в.

Покажем, что все, кто считают себя чадами РПСЦ, рано или поздно обречены присоединиться к тому же самому тёмному адскому телу, что и м.Корнилий с Соборянами.
Для этого проанализируем Евангелии от Марка, Зач.42 (в скобках даны наши читательские примечания, зиждущиеся на святоотеческих толкованиях):
1)Если око (епископ) темно (а тьма и скрежет зубов означают ад, епископ принадлежит  аду), то и всё тело (та поместная церковь,  либо  епархия, руководимая этим епископом) темно (то есть аду принадлежит). (Следовательно, не может чадо РПСЦ, после того  как  ересь предстоятеля разделена на  общецерковном  уровне  всеми делегатами   сообщества на  его соборе быть непричастным к ереси предстоятеля м.Корнилия, поскольку он руководит ВСЕЙ ЦЕРКОВЬЮ РПСЦ.)
2)Если глаз  твой (в данном случае, при внимании к сану, это епископ Корнилий) соблазняет тебя (подаёт тебе повод к нечестию), то исторгни его от себя (то есть полностью откажись от епископа сего). Ибо лучше тебе с одним глазом (с одним каким-нибудь другим епископом) войти в Царствие Небесное (то есть предполагается, что второй епископ, ещё не поражён тьмой, иначе - смотри 1), чем с двумя глазами быть ввержену в геенну огненную (то есть, не исторгая от себя епископа, поражённого тьмой, погибнешь даже в том случае, если у тебя есть и ещё епископ, тьмою не поражённый).
Из 1) и 2) следует, что любое чадо РПСЦ, обречено на погибель, если не отречётся от  м. Корнилия и  останется с ним в одной церкви. Но спасительна только одна Церковь, созданная на вероисповедании  апостола Петра,  как на камне, которую не одолеют врата адовы (уста еретиков). Значит, исторгнувший от себя м.Корнилия, останется в той самой дораздорной Церкви РПСЦ, которая ещё не была повреждена предстоятелем-еретиком м.Корнилием. А митрополит Корнилий, со всеми своими последователями, давно уже принадлежит еретической лже-церкви.

В ВЫВОДАХ: Тезис, согласно отцам, выражающий определение тому, что есть еретики и ересь - об этом милостью Христовой мы свидетельствовали в первых строках настоящей рабочей записки, а именно:

Еретики - это люди, прикладающие что, или отъемлющие, или инако претворяющие (Писание или Предание), отступившие или в чем порушившие (семь вселенских  соборов), крепко прилепляющиеся лживому мнению и против Истины жестоко глаголющие без надежды исправления… - И остается констатировать, что требуется, согласно Большого Потребника, и в соответствие с чиноноследованиями о принятии в Церковь кающихся еретиков, привести в исполнение предписания I, II либо III чинов в отношении всякого, кто подлежит какой-либо из еретических вин, изобличенных, например, вышеозначенными свидетельствами Святых, как это испокон веков существовало, и будет в Церкви совершаться в отношении действительно отпавших прочь от Церкви Православия,  когда отступившие прийдут в  раскаяние и, в последующем, будут воспринимаемыми обратно в Церковь Православия! Богу нашему Слава! - Аминь!

В ВЫВОДАХ, И В НАПУТСТВИЕ: «Ты же разумей убо: Духом Божиим утверждена Церковь - не требует дни и месяцы преминити,  и во всех своих преданиях стоит непременна, и един устав и Предания держит до скончания века: закон Господень николиже исправлдения требует» (Кириллова-книга, напоминание по Святоотеческому сборнику выписок Святого Антония, епископа Пермского, л.17).

ИМЕННО ЭТУ ВЕРУ И НАДЛЕЖИТ ХРАНИТЬ ВСЕМ СЕРДЦЕМ ВЕРНЫМ РАБАМ БОЖЬИМ! А ВОТ ОТМЕТАТЬ ЕЁ - «БЕЗУМИЕ ВЕЛИЕ ЕСТЬ, ПОДЛЕЖАЩЕЕ КОНЕЧНОМУ ОСУЖДЕНИЮ!»